Новый Завет (h koinh diaqhkh ) - это состоящий из двадцати семи сочинений сборник, помещенный христианами рядом с еврейскими писаниями, вместе с которыми он составляет Библию - Священное Писание христиан. Однако священным это текст (или сборник текстов) стал далеко не сразу.
Обратимся к истории. Первый век нашей эры. Ранние христианские общины. Нового Завета, как сборника авторитетных книг, еще не существует. Основы христианского учения передаются через письменные наставления апостолов или устно. Так распространяется христианство. Но все же Писание, то есть священные тексты, обладающие непререкаемым религиозным авторитетом, у христиан уже существуют. Это еврейские писания, которые были распространены за пределами Палестины в греческом переводе. Сборник этих книг назывался Септаугинта. Этот перевод был осуществлен в Александрии в III веке до н. э. семидесятью иудейскими богословами для внутреннего пользования. Греческий язык долгое время оставался языком межнационального общения (ученые иудеи - представители еврейской эллинистической диаспоры, использовали греческий язык наряду с родным). Благодаря этому обстоятельству Септаугинта и получила распространение среди первых христиан - как у евреев, так и у греков и римлян. Септаугинта сыграла впоследствии важную роль в составлении Канона и в переводах Библии на другие языки.
Собственно христианская письменность возникает примерно в 50-е гг. I в. Первые христианские письменные документы - это послания апостола Павла, адресованные общинам верующих, основанных им или попавшим в сферу его миссионерской деятельности. Послания апостола Павла - это самые старшие из книг Нового Завета - (50 гг. I в.). Считается, что канонические евангелия были написаны позже, чем послания, - в последней трети I в.
Но и с появлением посланий, распространяемых в копиях, и первых рукописей евангелий Канон сложился далеко не сразу.
В современной науке существуют две теории, объясняющие причины возникновения Нового Завета, как сборника священных христианских текстов, противопоставленных существующим еврейским книгам. Эти теории взаимоисключают друг друга, не только предполагая разные причины возникновения Нового Завета, но и время его "канонизации". Обе теории возникли в конце XIX - начале XX в.
Теодор Цан (1838-1933) крупнейший ученый по истории Канона, был сторонником ранней датировки. Он полагал, что первые каноны возникли уже в начале II века (то есть спустя всего несколько десятилетий после написания евангелий). Действительно, уже в то время при богослужении использовались христианские книги. Канон, по мнению Цана, состоял из четырех евангелий и подборки тринадцати посланий апостола Павла.
На иной позиции стоял Адольф фон Гарнак (1851-1930) - известный церковный историк и теолог. Изучая деятельность многочисленных церквей раннего христианства, он обратил внимание на церковь Маркиона (признанного еретиком). Религиозная концепция Маркиона разительно отличалась от взглядов традиционных христиан).
По мнению Гарнака именно Маркион предложил идею нового, именно христианского писания. Канон Маркиона состоял из евангелия Луки и десяти посланий апостола Павла и использовался в его собственной церковной организации. Тексты этих книг были существенно отредактированы Маркионом в духе его теологических идей. Гарнак считал, что именно канон Маркиона побудил Церковь к созданию правильного Священного Писания, канона который бы смог противостоять канону Маркиона и другим еретическим книгам, существующим в то время (гностические евангелия к примеру). Гарнак называет время появление канона - конец II в.
Надо сказать, что обе эти точки зрения имеют право на существование. Ведь Гарнак и Цан по-разному трактуют понятие "каноничность" . Для Цана использование христианских документов в богослужениях является признаком их каноничности. Для Гарнака каноничность начинается с определения строгого состава книг Нового Завета.
В конце II в. модель Нового Завета Иринея Лионского (деление на "евангелия" и "апостол", как у Маркиона) легла в основу "ортодоксального" канона, формирование которого шло очень долго и неодинаково в разных ветвях церкви. Дольше других получали признания следующие книги: 2-е Петра, 2-е, 3-е Иоанна, Иакова, Иуды, К Евреям (особенно Западной церковью), Апокалипсис (особенно Восточной церковью).
На Лаодикийском (363 г.) и Карфагенском (397 г.) соборах епископы утвердили список книг Нового Завета, соответствующий нынешнему за одним лишь исключением: в лаодикийском списке отсутствовал Апокалипсис. Но и позже продолжали вестись споры о каноничности некоторых книг.